1 августа 2007 •

Максим КАДАКОВ, фото автора и фирмы Maserati

Ну что за замечательный народ эти итальянцы! Даже здесь, на севере Италии, который прежде был частью Австрии и где едва ли не каждый говорит еще и на немецком, тевтонская строгость уступила место южному радушию. И если ты едешь не на потрепанном «фиатике», а, предположим, на новеньком Maserati GranTurismo, то в каждой деревеньке тебя обязательно поприветствуют без тени классовой неприязни:

— Нуово Мазерати? Белла маккина! Перфетто!

И я тут же делюсь через опущенное стекло всем своим запасом итальянского:

— Чао! Грацие, синьор!

Машина у меня действительно белла, красивая. А вот перфетто она или не совсем, я еще не разобрался.

Положим, с опущенным стеклом я ездил не только ради того, чтобы попрактиковаться в разговорном итальянском. Я слушал музыку, музыку мотора. Это уже не тот высокий, надрывный рев, которым заводит Maserati Coupe. Это сочное, утробное ворчание. Передачу пониже, газу побольше… Какая роскошная, сытая «отсечка»!

А не откроешь окно — и голос мотора будет пробиваться в салон лишь при напористой езде, а в более спокойных режимах он почти не проявляется, позволяя вплоть до 160 км/ч вполголоса общаться с попутчиком. Отменная шумоизоляция!

Молчат панели салона, молчат обивка, крышка перчаточного ящика — ни скрипа, ни «сверчка». Как-то не по-итальянски… Остановился, вышел, похлопал дверями и крышкой багажника. Звук, может, и не тот, что на дорогих немецких машинах, но слух не режет. Да и хлопать дверью не нужно: толкнул чуть-чуть — она и закрылась. Прогресс!

Помнится, побывав лет двенадцать назад на заводе Maserati в Модене, я был шокирован качеством сборки. Двери Maserati Ghibli закрывались через раз, а крышка багажника царапала острыми краями кузов, да так, что на новом автомобиле был заметен голый металл! Я уж не говорю о других видимых и невидимых огрехах.

Сейчас Maserati выходит из затяжного кризиса, который длился без малого двадцать лет. А первый квартал этого года наконец-то был отмечен прибылью — впервые с 1993 года, когда фирма Maserati перешла под крыло концерна Fiat Auto. Особую роль в спасении марки сыграл появившийся три года назад седан Quattroporte, открывший Maserati новые рынки сбыта. И именно на базе Quattroporte создано купе GranTurismo.

Если перед дизайнерами была поставлена задача создать интерьер в стиле автомобилей Mercedes, то они заслужили премию. Плавные линии, обилие мелких кнопок на центральной консоли. Регулируемый с помощью электропривода руль — от седана Quattroporte. Единственная «спортивная» деталь — напольная педаль газа Перевел рычаг влево — и «автомат» перешел в спортивный режим работы. В ручном режиме переключения рычаг нужно толкать вперед («–») или назад («+»). Слева от рычага — клавиша оснащенного электроприводом стояночного тормоза Передние сиденья предлагают очень низкую посадку, но не отличаются идеальным профилем. «Специфических» регулировок (например, боковой поддержки или экстендера подушки) нет. Диапазон продольного перемещения таков, что я отодвигался до упора назад

«Механика» заимствована у седана практически полностью, поэтому на разработку купе ушло всего полтора года. В соавторы пригласили дизайнеров ателье Pininfarina, хотя на протяжении многих лет кузова всех типов и рангов для Maserati кроила фирма ItalDesign. И получилось здорово! Рукоплескать дизайнерам можно за одну лишь овальную решетку радиатора с вогнутыми прутьями! А как жаль, что, сидя за рулем, ты видишь только левое переднее крыло и лишь часть капота — какие формы!

Белла маккина! Перфетто!

Но взгляните на «маккину» сзади. Такое впечатление, что заказчик вовремя не расплатился с дизайнерами — и те бросили работу на половине. Откуда эти невнятные фонари? Почему такой безликий разрез в заднем бампере? Странно.

Интерьер лаконичен, а намек на спорт здесь весьма сдержанный. Трехспицевый руль? Такой же стоит и на седане Quattroporte. Ковшеобразные передние сиденья? Бывают «ковши» и лучше, и электрорегулировок здесь минимум. К примеру, валик поясничного подпора перемещается в спинке сиденья лишь вверх-вниз, а величину самого подпора изменить нельзя. И двигатель запускается не кнопкой, а поворотом обычного ключа со складным жалом.

Приборы — «обычные», а их компоновка очень напоминает Audi. Хорошо, что для расположенного в центре информационного дисплея выбран черный фон, а не режущий глаз красный, как на многих немецких машинах
Переключать передачи можно изящными подрулевыми клавишами. С тыльной стороны хромированные дужки оклеены приятным бархатистым материалом — пальцы не скользят
Навигационная система (такую же ставят на автомобили концерна PSA) порадовала большим дисплеем, четкой работой и неплохой графикой
Между задними сиденьями — высокий центральный тоннель. Людям среднего роста на этих креслах вполне комфортно, но при условии, что передние сиденья не отодвинуты до упора назад

Зато здесь уже есть «ощущение качества». Чувствуется, что итальянцы пересмотрели подход к работе с поставщиками комплектующих. И только овально-остроугольные часы, отличительный знак всех Maserati, расстроили. Просто часы. Ну почему бы не поставить такие же элегантные и золоченые, какие, например, были на купе Ghibli? Показывали неточно время, требовали подзаводки?

А почему разрез резинового уплотнителя проема багажника оказался не точно в центре, напротив замка, а смещен влево? Мелочь, но на автомобиле за 150 тысяч евро явно неуместная.

Заимствованная у Quattroporte платформа подверглась кое-каким изменениям. Колесную базу сократили на 125 мм, чуть короче стал задний свес, а сам двухдверный кузов стал на 30% жестче. Благодаря смещенному назад силовому агрегату развесовка по осям получилась почти идеальной — 49:51. Чего не скажешь о самом весе: 1880 кг! Сравните: BMW 650i легче на 165 кг, Jaguar XKR — на 225 кг, Porsche 911 — почти на полтонны! Ничего удивительного: здесь полностью стальной кузов. Конечно, назвать слабым 400-сильный мотор V8 грешно, но «на выходе» — пусть и быстрый, пусть уверенный, но просто разгон. Что, кстати, не помешало мне за 200 километров высушить 86-литровый бак… Но, если верить паспортным данным, Maserati GranTurismo разгоняется до 100 км/ч всего за 5,2 с. Не верю! Потому что 5,2 секунды — это очень быстро! Так разгоняется Porsche 911 с механической коробкой. На секунду позже разменивают первую сотню Evo IX и Impreza WRX, причем при каждом переключении передач тебя словно охаживают по спине мешком с песком.

А в GT — никаких ударов, тишина и покой. Даже с отключенной системой стабилизации купе разгоняется предельно ровно, без пробуксовки. Впрочем, от возможной пробуксовки в немалой степени спасает самоблокирующийся дифференциал: при разгоне он блокируется на 25%, а при торможении двигателем — на 45%, что должно предотвращать ранний срыв в занос при сбросе газа в повороте.

Но где же здесь поворот, в котором можно без риска добраться до предела сцепления широченных шин с раскаленным асфальтом? На серпантинах, которые, словно вареные спагетти, разбросаны по горам в окрестностях Больцано? Но вот уже час я тащусь в плотном потоке отдыхающих, плетущихся из Германии и Австрии на теплые моря Италии. Не забалуешь.

В этом дерганом режиме порадовал заимствованный у Quattroporte шестиступенчатый «автомат». Плавные переключения, небольшие задержки при переходе вниз — и никаких рывков, характерных для фирменной роботизированной коробки Cambiocorsa.

Таким же «автоматом» ZF оснащаются Jaguar XKR, Aston Martin DB9 и BMW 335i. Но настройка управляющей электроники у всех машин разная. Например, на BMW коробка отличается более быстрыми и «жесткими» переключениями. А на Maserati «автомат» все делает мягче.

Биксеноновые фары головного света сделаны поворотными — с отклонением пучка света до 15 градусов. Среди других модных решений — система крепления детских кресел Isofix на задних сиденьях. В серийное оснащение входят шесть подушек безопасности, включая надувные «занавески» для защиты в случае бокового удара. Помимо стандартных 19-дюймовых шин (245/40 спереди и 285/40 сзади) можно заказать 20-дюймовые (245/35 спереди и 285/35 сзади) Maserati GranTurismo построен на укороченной заднеприводной платформе M139 седана Quattroporte. Колесную базу «урезали» на 125 мм, а задний свес стал меньше на 66 мм. Жесткость кузова на кручение на 30% выше, чем у седана
Конструктивно передняя и задняя подвески на двойных поперечных алюминиевых рычагах не изменились. Но жесткость элементов — от пружин до сайлентблоков — была пересмотрена. Фирменная регулируемая подвеска Skyhook входит в список дополнительного оснащения Схема трансмиссии — как на седане Quattroporte. Шестиступенчатый «автомат» ZF пристыкован непосредственно к двигателю (все Maserati с роботизированными механическими коробками построены по схеме transaxle, когда коробка находится в блоке с главной передачей). Благодаря смещенному назад силовому агрегату удалось достичь оптимальной развесовки по осям (49:51). Коробка работает на скоростях до 7200 об/мин. На переключение передач вверх уходит чуть более 0,5 с, причем переключения предельно плавные, без явного разрыва потока мощности. А в спортивном режиме скорость переключений увеличивается на 40%

Мягко работает и подвеска с активными амортизаторами Skyhook. Асфальтовые стыки и небольшие ямки проходишь, словно их вовсе нет. И при этом ни намека на расхлябанность или раскачку. Разве что в поворотах крены велики.

Подвеску можно «ужесточить», включив спортивный режим. Причем попутно в спортивный режим переходит и «автомат», а двигатель веселее откликается на газ. Стало чуть интереснее. Но даже в этом режиме GranTurismo не становится по-настоящему спортивным.

Оказывается, чтобы Maserati Gran­Turismo полностью раскрыл свой характер, надо было выбраться на автобан! Сдержанные, четкие реакции, по-прежнему отменная шумоизоляция. Как в Мерседесе. И только на скоростях свыше 150 км/ч информативность рулевого управления немного падает — приходится подруливать.

Добротный, надежный в управлении, а главное, очень красивый автомобиль. Bella macchina. А ездовой характер… Какой нынче крупнейший рынок для Maserati? Правильно, США! В Северную Америку уходит более половины всех машин. А вкусы тамошних водителей известны. Да и в Европе они меняются.

Двигатель V8 4.2 заимствован у Quattroporte. Изменению подверглась лишь тонкая настройка управляющей электроники. В частности, чуть увеличены обороты максимальной мощности (405 л.с. при 7100 об/мин) и максимального крутящего момента (460 Нм при 4750 об/мин). А в режиме Sport двигатель более отзывчив на перемещение педали газа Коэффициент аэродинамического сопротивления Cx равен 0,33. Это далеко не рекордный показатель, но для спортивного автомобиля со смещенным назад салоном, специфической передней частью кузова, раздутыми колесными арками и широкими колесами неплохой результат Передние и задние колеса оснащены четырехпоршневыми суппортами и вентилируемыми тормозными дисками диаметром 330 мм. Конструкторы уверяют, что на сухом асфальте тормозной путь со скорости 100 км/ч не превышает 35 метров

Вот что сказал главный конструктор Пол Фикерс:

— Мы готовы разработать любой автомобиль. Двухместный, более мощный, с механической коробкой. Но будут ли эти спорткары покупать? А нам нужно машины продавать, причем чем больше, тем лучше. Вы знаете, что на GranTurismo принято уже более 1800 заказов, и около 85 процентов всех покупателей — люди, у которых никогда раньше не было Maserati? Значит, мы движемся в верном направлении.

Значит, в верном. Причем заботиться надо и о том, чтобы, во избежание обострения «внутренней» конкуренции, это верное направление было подальше от курса Ferrari. Тот, кому хочется погорячее и поострее, пусть покупает Ferrari. А кому поспокойнее, покомфортнее да побуржуазнее — Maserati. Например, Maserati GranTurismo. Белла маккина!

Впрочем, через год, вероятно, все же появится более мощная версия — с мотором V8 4.7 мощностью 450 л.с. Но стоит ли ждать? Да и цена ее будет больше тех 150 тысяч евро, что попросят в России за Maserati GranTurismo.

Паспортные данные
Параметры Автомобиль
Maserati GranTurismo
Размеры длина, мм 4881
ширина, мм 1847
высота, мм 1353
колесная база, мм 2942
колея передняя/задняя, мм 1586/1590
Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском топлива
Расположение спереди, продольно
Число и расположение цилиндров V8
Рабочий объем, см³ 4244
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 92,0/79,8
Степень сжатия 11,0:1
Число клапанов 32
Максимальная мощность, л.с./об/мин 405/7100
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин 460/4750
Привод на задние колеса
Коробка передач автоматическая, 6-ступенчатая (ZF 6HP26)
Передаточные числа I 4,17
II 2,34
III 1,52
IV 1,14
V 0,87
VI 0,69
задний ход 3,40
главная передача 3,73
Передняя подвеска независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах
Задняя подвеска независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах
Передние тормоза вентилируемые и перфорированные диски диаметром 330 мм
Задние тормоза вентилируемые и перфорированные диски диаметром 330 мм
Шины передние 245/40 R19
задние 285/40 R19
Минимальный диаметр разворота, м 10,7
Снаряженная масса, кг 1880
Полная масса, кг 2250
Объем багажника, л 260
Максимальная скорость, км/ч 285
Время разгона 0—100 км/ч, с 5,2
Расход топлива, EU, л/100 км городской цикл 21,6
загородный цикл 10,5
смешанный цикл 14,3
Емкость топливного бака, л 86

GranTurismo и его потенциальные конкуренты*


* Объемы продаж за 2006 год на семи главных рынках (США, Италия, Германия, Швейцария, Франция, Япония, Австралия)
** Прогноз

Эта диаграмма дает представление о том, как видят маркетологи положение купе Maserati GranTurismo среди его основных конкурентов. По горизонтальной оси — длина автомобилей в миллиметрах. По вертикальной — приблизительная цена машин на европейском рынке. В кружочках — суммарные продажи каждой модели в 2006 году на семи крупнейших для Maserati рынках (в порядке значимости: США, Италия, Германия, Швейцария, Франция, Япония, Австралия).

Что мы видим? Maserati GranTurismo — одно из самых больших четырехместных купе на рынке. Предполагаемый объем продаж сравнительно невелик — около двух тысяч машин (поэтому и кружок не очень большой). В Maserati считают основными конкурентами для GranTurismo три машины: Mercedes CL, Jaguar XK и BMW шестой серии: большие четырехместные купе, которые находятся в середине ценового диапазона. Поэтому от этих машин тянутся сплошные стрелки. В то же время не исключается, что GranTurismo будет притягивать и покупателей таких машин, как Bentley Continental GT, Aston Martin DB9 и Porsche 911 (пунктирные стрелки).

Любопытно, но не более того. Во-первых, в России другие цены: за GranTurismo в базовой комплектации российский дилер просит около 150 тысяч евро. Во-вторых, на Россию в этом году выделена квота 18 машин — и все они уже расписаны по клиентам.

GranTurismo и его основные конкуренты (паспортные данные)
Параметры Автомобили
Maserati GranTurismo BMW 650i (авт. коробка) Jaguar XKR Mercedes CL 500
Размеры  
длина, мм 4881 4820 4791 5065
высота, мм 1847 1855 1892 1871
ширина, мм 1353 1373 1322 1419
колесная база, мм 2942 2780 2752 2955
Двигатель V8 4.2 V8 4.8 V8 4.2K V8 5.5
Макс. мощность, л.с./об/мин 405/7100 367/6300 420/6250 388/6000
Макс. крутящий момент Нм/об/мин 460/4750 490/3400 560/4000 530/2800
Снаряженная масса, кг 1880 1715 1655 1920
Распределение массы по осям, % 49/51 50/50 54/46 52/48
Максимальная скорость, км/ч 285 250 250 250
Время разгона 0—100 км/ч, с 5,2 5,5 5,2 5,4
Расход топлива, л/100 км  
городской цикл 21,6 17,2 19,1 18,1
смешанный цикл 14,3 11,7 12,3 12,1

 


Взгляд назад

Фирма Maserati была основана в 1914 году, и первые тридцать лет своего существования строила исключительно гоночные автомобили. Первый прототип серийной дорожной машины был показан на автосалоне в Женеве ровно 60 лет назад — весной 1947 года. Это Maserati A6 1500 Gran Turismo, двухдверный кузов которого на шасси Maserati A6 построила фирма Pininfarina. Именно на этой машине впервые появились элегантные хромированные «жабры» позади перед­них колес, которые украшают и нынешний GranTurismo. Закрывающие­ся передние фары, плексигласовая крыша… В производство пошла менее экстравагантная машина под тем же именем — их было выпущено всего 58 штук — по заказам искушенных и небедных клиентов.

Реальное серийное производство «гражданских» автомобилей началось лишь в 1957 году, когда на свет появилось четырехместное купе Maserati 3500 GT. За семь лет было сделано 1983 машины, причем среди владельцев стильных двухдверок были преимущественно люди высшего общества — от принца Монако Ренье III до Альберто Сорди и Энтони Куина.

Прототип Maserati A6 1500 Gran Turismo, 1947 год
Серийный Maserati A6 1500 Gran Turismo, 1948 год Maserati 3500 GT, 1957 год

В последующие годы кузова для Maserati разрабатывали разные ателье — Pininfarina, Touring, Bertone, Frua, Vignale, Monterosa, Ghia… Постепенно «придворным» дизайнером стал и Джорджетто Джуджаро: именно в ателье ItalDesign были созданы такие шедевры, как Maserati Bora и Maserati Merak. А в 1998 году Джуджаро нарисовал не столь экспрессивный, но весьма «рыночный» Maserati 3200 GT, который с незначительными изменениями выпускается и поныне под именем Maserati Coupe.

Однако теперь все вернулось на круги своя: через 60 лет на Maserati вновь сотрудничают с ателье Pininfarina. Интересно, кто будет делать следующую модель?

Источник: АвтоРЕВЮ